Основой жизни каждого человека и общества в целом является нравственность. Ибо все — культура, политика, экономика — в своем благополучном течении находится в прямой зависимости от нравственности людей. Что же такое нравственность? Можно сказать, что нравственность – это способность человека различать добро и зло и следовать добру. Но тогда встает вопрос: что нужно считать добром, а что – злом? Ведь в определении достоверных признаков добра и зла и состоит вся трудность. Часто одно и то же разные люди понимают по-разному. Бывает даже и так, что по прошествии времени люди совершенно изменяют свои взгляды. Разум наш, например, в молодости и в старости, приводит нас к различным, зачастую совершенно противоположным выводам о самых важных вопросах жизни. К тому же очень многое в жизни при поверхностном взгляде представляется добром, а при внимательном рассмотрении – злом. Не зная природы добра и зла, человек называет добром то, что не имеет большой цены, потому что всегда может измениться на противоположное (так, богатство и здравие не делают человека лучше, а при злоупотреблении способствуют возникновению греха). Сейчас нередки рассуждения о том, что нравственность возможна сама по себе, т. е. без Бога: «захотим и будем» — считают многие. Но нравственность невозможна без Бога. Если хотя бы предположить, что Бога нет, тогда различение добра и зла перестает быть возможным, ибо все становится относительным. А относительное без Абсолютного обессмысливается. Бог и есть то самое Абсолютное Добро, в свете которого только и возможно определить все относящееся к добру. И в поисках Абсолюта человек проявляет высшую духовность. А если Бога нет, то нет и точки отсчета, нет шкалы, по которой можно определить, что есть что. Так, в Библии говорится: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17, 6). Ф. М. Достоевский писал так же определенно: Если нет Бога, то все позволено. Бог есть Свет, при котором только и бывает видно всем и каждому, что есть белое, а что — черное. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит» (Ин. 1. 4,5) — сказано в Св. Евангелии. Лишенный этого света и свое безобразие может принять за красоту. Действительная нравственность в истоках своих без Бога невозможна, как не может быть дерева без корней. Религия и нравственность взаимообусловлены: «Нравственность без религии невозможна, религия без нравственности не нужна». При свете веры в Бога определения добра и зла становятся четкими как в целом, так и в каждом конкретном случае. Например, добром вообще можно назвать все то, что поддерживает жизнь личности, семьи, общества. Доброта, милосердие, сострадательность, верность, постоянство, целомудрие, терпение, трудолюбие, воздержание, жертвенность, смирение, покаяние – вот оно, нравственное добро! Злом можно назвать все то, что разоряет жизнь личности, семьи, общества. Гордость, самоуверенность, себялюбие, жестокость, разврат, ложь, лень — вот оно, зло. Понятия эти неизменны и безусловны, их нельзя подчинить соображениям пользы. Пророк Моисей, умирая, упрашивал окружающих его людей: «…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Вт. 30, 19). То есть избери добро, чтобы жил ты и дети твои.( Прт. Иоанн Гончаров).

КТО СИЛЬНЕЕ(притча)

Шли по дороге добро и зло. Навстречу им – два мужика. Давай, – говорит зло, – испытаем, кто из нас сильнее? Давай! – согласилось не умеющее возражать добро. – А как? А пусть за нас два этих мужика поборются, – говорит зло, – я сделаю одного из них сильным, богатым, но злым! Хорошо! – говорит добро. – А я другого – слабым и бедным, но добрым! Сказано – сделано. Вмиг один человек оказался на коне, в богатой одежде. А другой – в лохмотьях, да еще и с клюкой. Прочь с дороги! – закричал на него превращенный в богача, огрел плетью и поскакал скорее домой – деньги считать. Сделанный бедным вздохнул и молча поплелся следом.— Ага! – обрадовалось зло. – Понятно теперь, кто из нас сильнее? — Погоди, – говорит добро. – У тебя все легко и быстро, но ненадолго. А я, если что делаю, то – навсегда! Стали они смотреть, что дальше будет. А было вот что. Долго ли, нет, шел бедный, только вдруг видит – лежит под упавшим на него конем богатый и никак подняться не может. Хрипит уже, задыхается. Подошел к нему бедный. И так ему погибавшего жалко стало, что откуда только сила взялась! Отбросил он клюку, поднатужился и – помог несчастному освободиться. Прослезился богатый. Не знает, как и благодарить бедняка.— Я, – говорит, – тебя плеткой, а ты мне жизнь спас! Идем ко мне жить. Ты мне теперь вместо брата будешь! Ушли два мужика. А зло и говорит: Что же это ты, добро? Обещало сделать своего мужичка слабым, а он вон какого тяжелого коня поднять смог! Коли так – то я победило! А добро и спорить не стало. Ведь оно не умело возражать – даже злу. Но с тех пор добро и зло вместе не ходят. А если и идут по одной дороге – то только в разные стороны!

ДВА БОГАТЫРЯ (притча)

Ехал по полю богатырь. Шлем, латы, щит, копье, булава, да еще меч в ножнах… Навстречу – старец монах. Вылинявшая скуфейка на голове, заплатанный подрясник, а в руках – четки. Будь здрав, честный отче! И тебе, детинушка, не хворать! Куда путь держишь? На войну. А ты? А я и так на войне. Мне ее, как тебе, и искать не надо. Посмотрели друг на друга с пониманием два богатыря. И заторопились спасать Русь от видимых и невидимых врагов!                                                                                              

(монах Варнава Санин)